Адрес: 211875, г.Поставы, пл.Ленина, д.25
Телефон приемной: 8 (02155) 4-10-45, 8 (02155) 4-12-45 c 8.00 до 17.00
Электронная почта райисполкома: postavisp@vitebsk.by
Режим работы: пн-пт с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, выходные дни: сб, вс
Вышестоящий государственный орган
Ночная набережная Набережная Храм Постав Дворец Тызенгауза Поставы ночью
Ночная набережная
Ночная набережная
Набережная
Храм Постав
Дворец Тызенгауза
Поставы ночью
Главная / Власть / Прокуратура

Прокуратура

Об участии в Международном молодежном конкурсе 

В целях организации международного сотрудничества, создания атмосферы нетерпимости в отношении коррупции и принятия совместных эффективных мер с этим негативным явлением, Республика Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, принимает активное участие в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Членами совета принято решение о проведении в названных странах Международного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».

Организатором международного конкурса выступила Генеральная прокуратура Российской Федерации, соорганизаторами – Генеральная прокуратура Республики Беларусь и другие.

Конкурсантам в возрасте от 14 до 35 лет предлагается подготовить тематическую социальную рекламу в номинациях «лучший плакат» и «лучший видеоролик».

Прием конкурсных работ организован на официальном сайте международного конкурса www.anticorruption.life. Там же и размещены правила проведения конкурсного мероприятия.

Первый этап – полуфинал проводится до 1 октября 2019 г. отдельно в каждой из стран-участниц. Работы в каждой номинации будут оцениваться национальными конкурсными комиссиями, оп итогам – награждение.

Конкурсные работы, занявшие первое место, проходят во второй этап – финал, который пройдет с 1 по 15 ноября 2019 г.

Жюри международного конкурса в каждой номинации определит победителей и призеров. Торжественную церемонию награждения планируется провести с г.Москва, приурочив к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).



Со дня своего основания на протяжении 97 лет органы прокуратуры Республики Беларусь непрерывно подтверждают свое особое назначение в обеспечении верховенства закона, укреплении законности и правопорядка. 

Каждодневно, максимально используя знания, опыт, не считаясь с личным временем, сотрудники прокуратур городов и районов области обеспечивают укрепление законности и соблюдение правопорядка на вверенных территориях, занимаясь профилактикой преступности, борьбой с коррупцией, поддерживая государственное обвинение по уголовным делам в судах, ведут серьезную эффективную надзорную работу во всех сферах жизни, повышают уровень правовой культуры населения Витебщины.

Главное в работе прокурора – видеть проблему, вскрыть причины ее породившие и принять исчерпывающие меры по искоренению недостатков, тем самым восстановить нарушенные права граждан и государства, защитить их законные интересы.

Надзорным ведомством региона на системной основе эффективно реализуются организационно-практические меры по противодействию коррупционным проявлениям в различных сферах.

Прокурорами пресечены многочисленные правонарушения, создающие условия для коррупции в сферах закупок как за счет бюджетных, так и за счет собственных средств предприятий и организаций, выявлены неединичные нарушения порядка декларирования доходов и имущества отдельными категориями государственных должностных лиц, не соблюдения антикоррупционных ограничений.

По результатам надзорных мероприятий в текущем году органами прокуратуры области внесено более 120 актов прокурорского надзора в связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства. По требованию прокуроров к различным видам ответственности привлечено более 180 должностных лиц, в том числе к дисциплинарной – более 140, к административной – более 25 (преобладают нарушения в сфере закупок и порядка декларирования доходов и имущества), к материальной – 17.

Как в 2018 году, так и в текущем периоде прокуроры оперативно пресекают проведение предприятиями и организациями процедур закупок с нарушениями антикоррупционного законодательства, отменяя незаконные процедуры.

Например, в 2018 году по требованию прокуроров отменены 4 процедуры закупки, 3 из которых проводились за счет средств местного бюджета. Вследствие чего предотвращено расходование (с нарушениями законодательства) государственных денежных средств в сумме более 160 тыс. рублей.

В текущем году по требованию прокурора Полоцкого района отменена процедура государственной закупки отдела образования Полоцкого райисполкома, вследствие чего предотвращено расходование бюджетных средств с нарушением законодательства на сумму 129 000 рублей, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокурора по фактам нарушения законодательства о закупках за счет собственных средств, внесенного в УП «Полоцкая птицефабрика», к дисциплинарной ответственности привлечены члены комиссии по закупкам предприятия (9 должностных лиц), а также вследствие отмены процедуры закупки предотвращено расходование с нарушением законодательства собственных средств государственного предприятия на сумму 402 000 рублей.

Большая работа проделана прокурорами в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

Как показывает практика,  надзорное ведомство должно не только проверять субъекты профилактики, но принимать меры, которые будут благотворно влиять на состояние законности, помогать семьям и детям. 
По инициативе прокуратуры области Витебским областным Советом депутатов в прошлом году принято решение о дополнительных мерах по социальной поддержке обучающихся.

Согласно данному решению в области учащимся учреждений общего среднего и специального образования с 1 сентября по 30 июня предоставляется право бесплатного проезда в пассажирском общественном транспорте.

         В 2018/2019 учебном году данное решение успешно реализовано в области, учащиеся имеют право бесплатного поезда не только к месту учебы и обратно к месту жительства, но и к местам дополнительной занятости, спорта, культуры и т.д. Такие меры социальной поддержки позволили в большей мере вовлекать детей в дополнительную занятость, а значит, реально влиять на профилактику их противоправного поведения.

За многолетнюю практику защиты детей имелись значимые факты, когда совместными усилиями силовых и иных заинтересованных ведомств детям удавалось помочь.

Например, был опыт работы прокуратуры совместно с управлением КГБ по Витебской области, когда в результате надзорной проверки предотвращен вывоз ребенка за границу за вознаграждение, приняты меры по отмене фиктивного усыновления, возбуждено уголовное дело. Сейчас ребенок благополучно проживает в приемной семье.

Также в ходе прокурорского сопровождения был экстренно  изъят ребенок из семьи, когда по религиозным соображениям своему малолетнему ребенку родители не разрешали проводить операцию с переливанием крови, что могло привести к летальному исходу. В результате разрешение на операцию подтвердило государство, ребенок спасен.

В поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.

Так, прокурор области в интересах несовершеннолетних детей обратился в суд с иском о признании недействительным договора дарения жилого помещения, согласно которому трехкомнатная благоустроенная квартира, принадлежащая на праве собственности их матери, отчуждена ею в обеспечение договора займа. При этом дети другого благоустроенного жилья не имели и оставались в социально опасном положении. Решением суда сделка признана недействительной, а права детей на жилое помещение восстановлены.

         Такие примеры из правоприменительной практики органов прокуратуры Витебской области можно приводить и еще.

Органами прокуратуры Витебской области в последнее время значительно активизирована работа по защите прав лиц с ограниченными возможностями.

Перед органами местной власти обозначена проблема реализации прав инвалидов на доступную безбарьерную среду, потребовано принять меры по оборудованию пандусами, поручнями для инвалидов-колясочников зданий, в которых размещены организации образовательного назначения, медицинские и социальные учреждения, предприятия торговли и бытового обслуживания, обустройству иных социально значимых сооружений и жилых домов.

К примеру, по требованию прокуроров видоизменен пандус у продуктового магазина «Копеечка», расположенного вблизи ГУСО «Витебский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,  оборудован пандусом и перильными ограждениями подход к зданию комплексного приемного пункта в аг.Тарасенки Витебского района, обеспечена надлежащая работа подъемных платформ для доставки лиц с ограниченными возможностями на переходной мост железнодорожного вокзала станции Витебск.

Не остаются без внимания интересы старшего поколения, престарелых граждан региона.

Так, по иску прокурора области решением суда также признан недействительным договор дарения квартиры, согласно которому престарелая и нуждающаяся в посторонней помощи женщина подарила свою квартиру малознакомой гражданке. Последняя зарегистрировала право собственности на квартиру на свое имя, сделала ремонт, ввезла свою мебель, но в последующем, не исполнив свои обязательства перед дарителем по осуществлению ухода, поместила женщину в отделение районной больницы, как одинокую, нуждающуюся в уходе. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, по иску прокурора признана судом недействительной, а права престарелой женщины восстановлены. 

Следует отметить, что результативность работы надзорного ведомства влияет, в том числе, и на социальное и экономическое развитие региона.

На постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства в сфере экономики, в том числе при реализации государственных программ, инвестиционных и инновационных проектов. 

На особом контроле находятся вопросы сокращения просроченной внешней дебиторской задолженности, возвратом валютной выручки в страну. В экономические суды в целях защиты имущественных интересов юридических лиц государственной формы собственности прокурорами предъявлено 12 исков о взыскании 73,7 тыс. белорусских рублей, 63,2 млн. российский рублей, 93,4 тыс. евро.

Мерами прокурорского реагирования обеспечено реальное поступление валютной выручки в страну на сумму, эквивалентную 1,5 млн. белорусских рублей. В отношении директора российской коммерческой организации прокуратурой области возбуждено 3 уголовных дела по фактам образования просроченной дебиторской задолженности перед белорусскими предприятиями-экспортерами.

При осуществлении надзора за исполнением налогового законодательства в текущем году существенное внимание было уделено анализу соблюдения местными исполнительными и распорядительными органами требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взимания местных налогов и сборов, в частности, налога за владение собаками

Принятые меры прокурорского реагирования способствовали налаживанию регистрации и учета домашних животных, правильному определению количества объектов налогообложения, своевременности и полноте перечисления налога в бюджет, активизации работы с должниками.

Положительный эффект принесла работа, ориентированная на решение стратегических вопросов сохранности и распоряжения собственностью в сфере агропромышленного комплекса региона.

Регулярно с выездом на места прокурорами изучаются вопросы обеспечения комплекса организационно-технологических мероприятий при производстве основных видов полевых работ, соблюдения   технологии обработки    почвы    и    возделывании сельскохозяйственных    культур, организации и проведения работ в период посевной и уборочной кампаний, заготовки кормов. Также проводятся проверки восстановления и сохранности поголовья крупного рогатого скота. Налажен контроль за восстановлением, ремонтом, условиями эксплуатации сельхозтехники, устанавливаются причины не восстановления, выхода из строя сельхозмашин, агрегатов и виновные лица привлекаются к ответственности.

Следует отметить, что после вмешательства органов прокуратуры практически все выявляемые нарушения хозяйствующими субъектами и местными органами власти устраняются, принимаются меры по наведению порядка на объектах.

Сложно переоценить усилия прокуратуры Витебщины и в сфере защиты прав граждан, прежде всего трудовых и социальных прав, где мы действительно играем очень важную роль.

Так, в целях решения наиболее остро стоящей перед областью проблемы погашения задолженности по заработной плате применен весь комплекс установленных законом мер прокурорского реагирования.

 Отрадно отметить, что если на 01.01.2019 в области насчитывалось 70 предприятий, имеющих долги  перед работниками, то сейчас мы имеем дело лишь с единичными фактами задержки выплаты заработной платы трудовым коллективам (на 01.06.2019 – 3 организации).

Прокурорами Витебщины уделяется повышенное внимание вопросам травматизма на производстве.

Принятые надзорным органом меры способствовали повышению ответственности должностных лиц уполномоченных государственных органов, улучшению качества проводимых ими проверок и мониторингов. Как следствие, за январь-май 2019 года  в целом по области наметилась тенденция снижения количества несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом к уровню прошлого года с 45 до 41 факта.

Практика показывает, что зачастую благодаря вмешательству органов прокуратуры удается решать многолетние проблемы, затрагивающие вопросы общественной безопасности.

Посредством активной позиции прокуратуры Витебской области удалось решить вопрос о закрытии движения по аварийному путепроводу «Полоцкий» в г.Витебске и постановки его на реконструкцию. В настоящее время указанный путепровод демонтируется, параллельно ведутся работы по строительству на его месте нового мостового сооружения.

В поле зрения прокуроров находятся и вопросы соблюдения нормативных сроков строительства многоквартирных жилых домов. На конец 2018 года в Витебской области таких объектов было 4, по ряду из них строительная готовность не превышала 50%, при этом строительство некоторых велось более 10 лет.

Прокуратурой области приняты соответствующие меры реагирования и в настоящее время из 4 долгостроев не введен в эксплуатацию только 1 объект, который находится на завершающей стадии строительства (строительная готовность около 93%).

Указанные примеры являются итогом действительно масштабной и  эффективной работы по укреплению законности и правопорядка в регионе.

В преддверие профессионального праздника хороший повод сказать слова благодарности в адрес людей, которые каждый день стоят на страже интересов человека и государства: действующим работникам прокуратуры и ветеранам, которые внесли огромный вклад в укрепление законности и правопорядка Витебской области, передав накопленный опыт молодому поколению.

Желаю прокурорам по-прежнему быть на острие событий, проявлять высокий профессионализм, разумную инициативу,  не снижая эффективности в работе. А главное, как и прежде, не оставаться равнодушными к чужой беде.

Пусть почетное звание надежных стражей Закона придает вам энергии и  жизненных сил на эффективное решение профессиональных задач на благо родной Витебщины.

Заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь
государственный советник юстиции 3 класса
А.В.Дубов

 

Фото: Генеральная прокуратура Республики Беларусь

Адрес: 211875, ул. Советская, 49, г. Поставы

Тел/факс: 8 (02155) 4-13-55

Прокурор района – Волынец Игорь Семенович, тел.4-13-55

Заместитель прокурора района – Ластовский Игорь Владимирович, тел.4-25-83

Старший помощник прокурора района – Зубко Тамара Петровна, тел.4-24-33

Заведующая канцелярией прокуратуры района – Лисовская Людмила Анатольевна, тел.4-15-61

График приема граждан и представителей
юридических лиц в прокуратуре
Поставского района

Ф.И.О., должность

Дни приема

Волынец И.С., прокурор района

1-я, 3-я, 5-я среда месяца с 08.00 до 13.00 часов
2-я, 4-я среда месяца с 14.00 до 20.00 часов

Ластовский И.В., заместитель прокурора района

1-й, 3-й, 5-й понедельник месяца с 08.00 до 13.00 часов
2-й, 4-й понедельник месяца с 14.00 до 20.00 часов

Зубко Т.П., старший помощник прокурора района

1-й, 3-й, 5-й четверг месяца с 08.00 до 13.00 часов
2-й, 4-й четверг месяца с 14.00 до 20.00 часов

В другие рабочие дни личный прием осуществляется в рабочее время с 9 до 18 часов любым из прокурорских работников, находящимся на месте.

В выходные дни и нерабочие праздничные дни личный прием осуществляется по предварительной записи согласно утвержденному прокурором района графику дежурств прокурорских работников в указанные дни с 8 до 13 часов.

При временном отсутствии в день личного приема прокурора района личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности, либо иное лицо, назначенное прокурором района. При временном отсутствии в день личного приема иного прокурорского работника, проводящего личный прием, выполнение функций временно отсутствующего работника возлагается на другое лицо прокурором района или лицом, исполняющим его обязанности.

В случае обращения граждан, прибывших из сельских населенных пунктов и иной местности, их прием осуществляется независимо от времени, установленного графиком.

В прокуратуре Поставского района предварительную запись на личный прием осуществляет заведующая канцелярией прокуратуры Поставского района Лисовская Л.А. по телефону 4-15-61.

В другие рабочие дни, помимо указанных в графике, прием осуществляется прокурорским работником, находящимся на месте.

В выходные дни и нерабочие праздничные дни личный прием осуществляется прокурорскими работниками прокуратуры района по предварительной записи согласно утвержденному графику дежурств.

Прокурор района и его заместитель в случае обращения граждан, прибывших из сельских населенных пунктов и иной местности, осуществляют их прием независимо от времени, установленного графиком.

Информация 
по личному приему граждан и представителей
юридических лиц в прокуратуре Витебской области

Прокурор Витебской области проводит личный прием граждан с надзорными жалобами на судебные постановления и на решения заместителей прокурора области, заместители прокурора области - с жалобами на решения начальников отделов, старших помощников прокурора области, прокуроров городов и районов.

Прием руководством прокуратуры области осуществляется по предварительной записи по телефонам 8 (0212) 37-21-52, 37-45-16 согласно нижеприведенному графику:

Прокурор Витебской области – 
Сущинский Вадим Валентинович

1 вторник месяца
3-й вторник месяца

с 08.00 до 13.00
с 14.00 до 20.00

Первый заместитель прокурора области – 
Коржов Игорь Николаевич

1 и 3 среда месяца
2 и 4 среда месяца

8:00-13:00
14:00-20:00

заместитель прокурора области – 
Гук Владимир Иванович

1 и 3 четверг месяца
2 и 4 четверг месяца

8:00-13:00
14:00-20:00

заместитель прокурора области – 
Коренько Георгий Александрович

1 и 3 понедельник месяца
2 и 4 понедельник месяца

8:00-13:00
14:00-20:00


О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией

Осторожно! Мошенники!

Подведены итоги работы с обращениями

О состоянии законности и правопорядка на территории района

О некоторых аспектах ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан

О хулиганстве

Состояние криминогенной обстановки на территории Поставского района за январь-сентябрь 2018 года

Практика предъявления гражданских исков прокуратурой Поставского района

Об ответственности за неуплату алиментов

О предотвращении семейного насилия

Месть и закон

Сохранить жизнь человека

Виновные привлечены к уголовной ответственности

О лечебно-трудовых профилакториях

Защита своего государства – почетная обязанность гражданина Республики Беларусь

Не приобретай краденное!

Во избежание трагедий

Берегите детей

Обязанности свидетеля

О ПРОКУРАТУРЕ

26 июня 1922 года на третьей сессии ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах «правильной постановки» борьбы с преступностью было принято Положение о прокурорском надзоре и учреждена Государственная прокуратура в составе Народного Комиссариата Юстиции.

Конституция Республики Беларусь четко определяет компетенцию органов прокуратуры и закрепляет принцип независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который подотчетен Главе государства.

Указом Президента Республики Беларусь №157 от 26 марта 1998 года в независимой Беларуси был установлен профессиональный праздник – День работников прокуратуры.

В 2007 году принят новый Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», который, воплотив лучшие традиции всего исторического развития белорусской прокуратуры, определил роль и принципы ее функционирования в современном государственном механизме, характер и основные направления деятельности.

Прокуратура занимает одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.

Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором. Согласно закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из Генеральной прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры города Минска. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур.

Прокуратура играет координирующую роль в борьбе с преступностью и коррупцией, что подчеркивает ее особый правовой статус.

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является работа с обращениями, посредством которой прокуроры оперативно устраняют нарушенные права и свободы граждан, субъектов хозяйствования и организаций.

Прокуратура прилагает активные усилия по выработке и реализации комплексных совместных мер как со стороны правоохранительных структур, так и других органов исполнительной и законодательной власти, иных социальных институтов с целью закрепления сложившейся тенденции сокращения уровня преступности, ее профилактики, недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Для обеспечения возложенных на прокуратуру задач по укреплению законности и правопорядка государство наделило прокуроров широкими правами и полномочиями. Отсюда и требования к самой прокурорской среде – на службу в органы прокуратуры принимаются только граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами. После полугодовой стажировки прокурорский работник приносит Присягу. Честность, принципиальность и профессионализм – неотъемлемое требование к каждому работнику органов прокуратуры.

ПУБЛИКАЦИИ

Вас проверила прокуратура

О некоторых аспектах ответственности лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА ПО ОКОНЧАНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАНИМАТЕЛЯ

Важнейшей юридической гарантией права на труд является установление в законе перечня оснований, по которым может быть прекращен трудовой договор, а также условий и порядка увольнения. Стороны трудовых отношений должны быть заинтересованы в стабильности таких отношений. Однако в жизни нередко возникают объективные и субъективные причины, которые в ряде случаев вынуждают нанимателей прекращать трудовые отношения с работниками или побуждают работника менять место работы.

Рассмотрим алгоритм действий нанимателя при увольнении работника в связи с истечением срока действия срочного трудового договора (контракта).

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» дано разъяснение о том, что основанием прекращения всех видов срочного трудового договора является истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 35 Трудового кодекса).

Контракт – это трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. В связи с этим истечение срока действия контракта является основанием увольнения по пункту 2 статьи 35 Трудового кодекса.

Вместе с тем само по себе истечение срока действия контракта не может являться основанием для увольнения работника, поскольку для этого необходимо инициирование такого увольнения одной из сторон контракта – нанимателем или работником.

Согласно пункту 11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ) каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения. В коллективном договоре организации может быть установлен иной срок предупреждения об увольнении в связи с истечением срока действия контракта, который стороны обязаны соблюдать.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее – постановление) разъяснено, что несоблюдение нанимателем условия об уведомлении работника в установленный срок о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта может признаваться судом как нарушение установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, но может являться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда в соответствии со статьей 246 Трудового кодекса, если такое требование заявлено.

Необходимо отметить, что нарушение порядка увольнения не является бесспорным основанием для возмещения морального вреда, и данный вопрос рассматривается судом применительно к каждому конкретному случаю.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Трудового кодекса, увольнение не отнесено законодателем к основаниям расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, поэтому гарантии, предусмотренные статьей 46 Трудового кодекса, локальными нормативными правовыми актами организаций, связанные с получением предварительного согласия (уведомления) профсоюза на увольнение работника по указанному основанию, не применимы и не препятствуют нанимателю прекратить действие контракта.

В пункте 16 постановления разъяснено, что истечение срока контракта является основанием для его прекращения. Контракт прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание. Увольнение работника по данному основанию не исключается в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске.

Законодательство о труде не содержит обязанности нанимателя сообщать о причинах прекращения трудовых отношений с работником в случае расторжения контракта в связи с истечением срока его действия.

Однако наниматель, принимая решение о прекращении трудовых отношений с работником, должен учитывать гарантии по продлению (заключению нового) контракта, предусмотренные Указом и направленные на защиту отдельных категорий работников: женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, матерей (отцов, опекунов), находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо вышедших из такого отпуска, лиц предпенсионного возраста.

Независимо от причины увольнения наниматель согласно статье 50 и части первой статьи 77 Трудового кодекса обязан в день увольнения (последний день работы) выдать работнику трудовую книжку и произвести расчет в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

На основании статьи 78 Трудового кодекса в случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные частью первой статьи 77 Трудового кодекса, причитающихся при увольнении сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы – пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам. Взыскание производится в судебном порядке.

Если работник отсутствует на работе в день увольнения, то наниматель в этот же день направляет ему заказное письмо с уведомлением с указанием о необходимости получения трудовой книжки. Пересылка трудовой книжки почтой с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника (п. 47 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция).

При задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса работник имеет право требовать выплату среднего заработка за время вынужденного прогула и изменения даты увольнения на день выдачи трудовой книжки.

Таким образом, алгоритм действий нанимателя при увольнении работника в связи с окончанием срока действия контракта может быть следующим:

1. Определение статуса работника по действию гарантий, установленных пунктом 2 Указа.

2. Уведомление работника письменно не менее чем за один месяц до истечения срока действия контракта о намерении прекратить трудовые отношения в связи с истечением срока действия контракта.

3. Издание приказа нанимателя об увольнении работника в связи с истечением срока действия контракта на основании пункта 2 статьи 35 Трудового кодекса.

4. Внесение записи в трудовую книжку работника об увольнении в связи с истечением срока действия контракта (п. 2 ст. 35 Трудового кодекса).

5. Производство окончательного расчета в день увольнения (последний день работы).

6. Выдача трудовой книжки в день увольнения (последний день работы) и ознакомление с приказом об увольнении.

Старший помощник прокурора
Поставского района М.В.Лавданский

Интернет-ресурсы